Кладка стен гаража

Возведение коробки – самый ответственный момент строительства гаража по окончании фундаментных работ, от которого зависит долговечность постройки. Поэтому новичкам в строительном ремесле рекомендуется не только посмотреть видео или посоветоваться с соседями, но и изучить действительно полезные рекомендации – строительные стандарты, в которых кладка стен гаража и технология возведения коробки подробно описаны и содержат лучшие достижения нескольких поколений строителей.

Что нужно знать новичку

Главное на подготовительном этапе – определить вид материала и изучить технологию кладки стен. Все материалы – от кирпича до кладки стен из профилированного бруса различаются не только по стоимости, но и по качественным и эксплуатационным характеристикам. Самым дорогостоящим, но популярным остается кирпич – прочный, долговечный, безопасный, но сложный в работе материал. При выборе этого материала обязательно найти точный рецепт возведения надежной коробки в СНиП для кирпичной кладки стен и оптимальный по сложности способ постройки.

Отдельный момент строительства гаража – соблюдение требований в официальной – «бумажной» части. На практике, самострой является спорным удовольствием для автолюбителя, так как право собственности на гараж предстоит доказывать в судебном порядке или потратить массу времени на сбор пакета документов. Более прозрачный путь оформления права собственности на гараж – официальный: сначала подготовить проект (заказать в проектной организации, купить готовый), согласовать документ, получить разрешение установленного образца и после ввода в эксплуатацию получить правоустанавливающий документ.

Все секреты экономного и качественного строительства изложены в ведомственных нормах и правилах, включая правильные расчеты толщины стен (внутренних, наружных), методы строительства и параметры расходных материалов, которые обеспечат безопасную эксплуатацию постройки. При этом правила, изложенные в СНиП, применимы как для внутренних перегородок, так и для внешних стен. Но по структуре наружная коробка сложнее, поскольку состоит из нескольких, скрепленных между собой, рядов. Тонкие перегородки, например, можно строить в полкирпича.

Тем, кто присоединился к поклонникам самого популярного материала, предстоит выбрать среди правил кирпичной кладки стен, изложенных в СНиП 11-17-78, способ перевязки рядов, удовлетворяющий параметрам безопасности. Основные правила кладки кирпича:Правила кладки стен из кирпича

  1. Верхнюю поверхность необходимо размещать перпендикулярно нагрузкам. Поскольку кирпичные стены сплошной кладки передают импульсы между составляющими элементами – отдельными кирпичами и перераспределяют нагрузку, то контакт должен быстро проходить в грунт по рядам. Если же неправильно уложить хотя бы один элемент, то возникнет напряжение и произойдет надлом даже при выборе сверхпрочного кирпича.
  2. Контролировать швы соседних рядов (горизонтальных, вертикальных) и сдвигать изделия на 1/2 или 1/4 кирпича, не допуская совпадения швов. Поэтому перед началом работ по возведению коробки необходимо определить как рациональнее выполнить кладку стен гаража из кирпича (минимальная толщина, многослойная стена) с учетом рекомендуемой перевязки швов. В таком случае стена не превратится в «слойку» и будет исключен риск расслоения кладки. В малоэтажном строительстве допускается незначительное отступление от принятых стандартов в многорядной системе перевязки, однако злоупотреблять этим «послаблением» не рекомендуется, иначе раствор без надежной перевязки не выдержит нагрузку и станет разрушаться.
  3. Размещать боковую грань перпендикулярно нижнему ряду, иначе коробка быстро «украсится» трещинами. В этом случае обязательно следовать технике кладки наружных стен по СНиП, соблюдая строгую перпендикулярность. Действие косых боковин было изучено специалистами и проведен эксперимент. В результате исследований подтвердилось, что косые боковины работают как клин и нарушают целостность и комбинированной, и сплошной кладки.

Известные полезные свойства кирпича и отличную несущую способность материала может ухудшить только неправильная кладка наружных стен, когда из-за нарушений технологии, конструкция не выдержит нагрузок и быстро разрушится. Поэтому соблюдение норм и правил – залог возведения безопасной и надежной постройки с идеальными условиями для хранения автомобиля. Для застройщика возведение качественной коробки – залог длительного срока службы гаража без дополнительных издержек на ремонт.

Особенности выбора материалов

Весь ассортимент стройматериалов для гаража представлен своеобразным ТОПом, где лидирующие позиции уверенно занимает кирпич. И, хотя популярный материал для кладки стен связан с трудоемким процессом монтажа, все же большинство автолюбителей предпочитают эффектную фактуру кирпичной кладки. Более практичными с точки зрения сложности работ являются следующие позиции ТОПа:Кладка стен гаража

  • пенобетон;
  • газобетон;
  • керамзито- и шлакоблоки.

Завершает рейтинг популярных материалов камень для кладки стен, который по трудоемкости уверенно конкурирует с кирпичом. Как правило, для строительства каменного гаража используется плоский булыжник из туфа или ракушечника. Однако трудоемкость работ, связанная с подгонкой элементов под рабочие стандарты – форму параллелепипеда вручную сводит на «нет» все преимущества натурального материала.

Камень используется в качестве стройматериала только в случае, если ничего не стоит(достался бесплатно) и буквально находится под ногами. Кроме того, природный материал подойдет тем, кого не пугают медленные темпы строительства и автолюбитель готов подготовить камни для кладки стен, изрядно потрудившись киркой, откалывая острые углы. В отличие от камня, кирпич – прочный стройматериал правильной геометрической формы с отличными качественными, эстетическими и эксплуатационными характеристиками. Единственный недостаток – дорогая стоимость тоже умело компенсируется застройщиками при выборе экономных способов кладки.

Серьезную конкуренцию в популярности кирпичу составляет пенобетон из бетонной смеси и специальной пены – простой в укладке, легкий материал, который позволит быстро построить коробку гаража. Основной аргумент в пользу нового материала – недорогая стоимость работ по кладке стен из пеноблоков в сравнении с кирпичом (дешевле на 30%) и отсутствие дополнительных расходов на выравнивание коробки. Так как пенобетон выпускается с ровными гранями и правильной геометрической формы, то для создания гладкой поверхности особых навыков или усилий от исполнителя не требуется.

Дополнительное преимущество пенобетона – низкая теплопроводность, поэтому кладка стен из пенобетонных блоков толщиной 360 мм аналогична 1,38 м кирпича. И, хотя материал уступает по прочности, но лидирует по влагостойкости и простоте в обработке: для придания нужной формы блоку достаточно распилить изделие обычной ножовкой. Для гаража подойдут блоки 600х300х200 мм, которые достаточно уложить в один ряд с использованием простой цепной перевязки швов.

Недорогим вариантом строительства гаража является также стоимость кладки стен из газобетонных блоков – облегченного бетона, в который вводят алюминиевую пудру, вследствие чего образуется материал с множеством открытых пор. Благодаря такой особенности изготовления, газобетон признан «дышащим» материалом со схожими характеристиками с пенобетоном. Однако, в отличие от собрата, материал не только дороже (в среднем на 10%), но и намного «капризнее»: боится воды, требует ограниченных сроков строительства (один сезон) и высокого качества кладки.Кладка стен из газобетонных блоков

Если планируется кладка стен из газобетонных блоков, то строительство обязательно завершить за сезон, иначе материал пропитается водой, замерзнет и придет в негодность уже весной. Кроме того, наружные поверхности необходимо тщательно защищать от влаги, поэтому газобетон – отличное решение для жилого дома и спорный вариант для гаража, где дорогостоящая отделка не обязательна, а вентиляция успешно заменяет эффект «дышащих» стен.

«Дышащим» конкурентом газобетону является кладка стен из газосиликатных блоков – материала из кварцевого песка, извести и алюминиевой пудры с высокими качественными характеристиками. Преимущество газоблока – повышенная прочность, простой уход и уютный микроклимат, который формирует материал во внутренних помещениях. Однако при всех преимуществах в сравнении с ячеистыми бетонами, присутствует тот же недостаток, что и в газобетоне – ограничения по применению в зависимости от уровня влажности (60%).

Дешевая альтернатива кирпичу и ячеистым бетонам – выбор шлако- или керамзитоблока для кладки стен гаража. То «ассорти», которое содержится в шлакоблоках – остатки горения, зола, шлак, прочие отходы углевой промышленности – основная причина непопулярности материала среди застройщиков. Хотя тем, кого не пугают радиоактивные свойства отходов в составе шлакоблоков, можно возвести коробку, подобрав нужные характеристики материала: 15-50 циклов морозостойкости, 50-150 кг/см2 прочность.

Более привлекательно, с точки зрения безопасности для здоровья, выглядит кладка стен из керамзитобетонных блоков – материала из компонентов, который выдерживают год для очистки от радиоактивных свойств. А деревянная коробка – экзотическое изобретение в автомире в виде строительства гаража и кладки стен из любого вида бруса по принципу конструктора. Формально брус является усовершенствованным вариантом древесины, хотя традиционно усадочная конструкция – не лучшее решение для гаража.

Брусовый гараж относится к хрупкой и огнеопасной конструкции, а если обработать материал современным ассортиментом химических средств защиты, то спорными станут параметры экологичности. Единственное преимущество материала – простая кладка стен из бруса по типу детского Lego: на площадку доставляют готовый комплект «конструктора» с пазами и пронумерованными элементами, а исполнителю предстоит собрать коробку по инструкции. Если выбрать профилированный брус, то усадка будет минимальной, но надежность гаража останется под сомнением.

Инструменты для кладки стен

Главным помощником каменщика является кельма («мастерок») в виде шпателя с изогнутой ручкой различных форм: треугольная, каплевидная, пирамидальная. При выборе ручки специалисты рекомендуют предпочесть удобные варианты с прорезиненной и деревянной деталью, а также выбирать инструмент со шпателем из нержавейки. Кельма используется для кладки стен из кирпича или блоков на всем протяжении этапа возведения коробки и служит для укладки/распределения раствора. Кроме того, для качественной кладки стен потребуются:Инструменты для кладки стен

  • комбинированный молоток, у которого мини-кирка с одной стороны и ударная поверхность – с другой. Инструмент используется для тески и разрубки кирпичей;
  • строительный совок в виде лопатки для подачи порций раствора;
  • измерительные инструменты потребуются и для возведения деревянного гаража, и для кладки стен из шлакоблока своими руками, чтобы проконтролировать правильность работ. Стандартный набор мастера: угольник, строительный уровень, складной метр, порядовка, рулетка до 20 м, шнур-причалка;
  • расшивка в виде лопатки, которая оснащена узким шпателем под полуовал или треугольник. Инструмент используется в технологии кирпичной кладки стен (и из блоков, камня) или для расшивки швов.

Если выбрана кладка стен из пеноблоков или газобетона, то дополнительно потребуется ножовка для придания изделиям нужной формы и зубчатый шпатель для нанесения клея на блоки. Кроме того, при возведении коробки из пенобетона, газобетона и газосиликата рекомендуется использовать резиновый молоток, а также приготовить инструмент для шлифовки блоков. Тем, кто решился возвести каменный гараж, в работе пригодится древний инструмент обработки камней – кирка.

Как выбрать кирпич

При выборе материала с отличными эксплуатационными характеристиками большинство автолюбителей стремится сэкономить. Поэтому необходимо учесть главное условие экономной кладки стен – правильный выбор изделий. Оптимальный вариант — кладка из различных видов, включая бой, пустотелые и цельные. При выборе цельных кирпичей и расчета количества материала необходимо учесть стандартные размеры изделий:

  • 250х125х65 мм для одинарного образца;
  • 250х125х88 мм для полуторного;
  • 250х125х138 мм для двойного.

Кроме того, автолюбителю необходимо определить какой тип кладки кирпичных стен предпочесть и подобрать виды изделий (строительный, облицовочный). Чтобы принять правильное решение, необходимо пополнить словарный запас строителя терминами:

  • верста в виде наружного ряда снаружи/внутри гаража, при кладке которого используются изделия с минимумом дефектов для создания красивого внешнего вида стены;
  • забутка в виде внутреннего ряда, который «спрятан» между верстами, и соответственно, особых претензий к хорошему внешнему виду не предъявляется.

Если для версты потребуется приобрести более дорогой кирпич правильной геометрической формы, то в забутке рекомендуется сэкономить — использовать поврежденные изделия. Кроме того, необходимо правильно подобрать вид изделия в зависимости от качественных характеристик:

  • керамический из глины с примесями – дорогой, но прочный материал, который устойчив к воздействию влаги и выдерживает испытание огнем;
  • силикатный из песка (90%), добавок и извести – привлекательный по стоимости, но менее устойчивый к агрессивным воздействиям материал.

Выбирать нужный вид специалисты рекомендуют в зависимости от климатических условий: керамический подойдет для влажных районов, силикатный – для сухого климата. Оптимальным решением для возведения гаража является эконом-вариант – недорогая стоимость кирпичной кладки стен из изделий пустотелого типа со сквозными отверстиями: прямоугольными, круглыми, овальными.

Эконом-вариант коробки гаража — стена из пустотелого кирпича при скромных показателях прочности обладает преимуществом: высокими теплоизоляционными свойствами за счет внутренних прослоек. Недостатки пустотелого кирпича можно частично компенсировать – оштукатурить коробку. Кроме того, при выборе кирпича необходимо учесть классификацию по внешним признакам:

  • строительный подойдет для работ «внутри» коробки, так как не соответствует строгим эстетическим характеристикам и на изделии допускаются трещины и сколы. Такой рабочий стройматериал – самый популярный при возведении коробки;
  • облицовочный – лучшее решение для тех, кто планирует сделать декоративную кладку стен из кирпича, так как изделия отличаются идеальными геометрическими размерами, ровными краями, гладкой поверхностью и украсят фасад гаража эффектной фактурой кирпичной кладки.

После того, как определен нужный вид кирпича с учетом климатических районов и области применения, обязательно подобрать изделия по параметрам прочности и морозостойкости. Высокими показателями устойчивости на изгиб отличаются марки 200, 250, 300, средний и слабый уровень прочности характерен для М75, 125 и 175. Стойкость к морозу маркируется буквой «F», при этом, чем больше цифра рядом с обозначением морозостойкости, тем больше циклов замораживания/оттаивания переживет изделие.

Экономные способы кладки кирпича

При выборе универсального материала единственное, что смущает застройщика – дорогая стоимость кирпичной кладки гаражных стен и поиск путей сокращения расходов. Однако в стремлении сократить расходы опытные строители рекомендуют воздержаться от экспериментов, которые ухудшат качество постройки и нивелируют все достоинства кирпича. Напротив, рекомендуется использовать только проверенные приемы строительной экономии, включая советы специалистов по выбору кирпича.

Сэкономить можно еще на этапе выбора материала по качественным характеристикам – подобрать различные виды кирпича. Если гараж планируется возвести, например, в средней полосе, то для цоколя можно выбрать цельный керамический F35-50 и М150-200, а для стен использовать пустотелый, который обладает более низкими показателями морозостойкости и прочности. Следующий шаг к сокращению расходов — найти оптимальный компромисс качество/цена при выборе одной из популярных систем перевязки швов:

  • однорядная – самый прочный, используемый в возведении многоэтажных зданий, способ связки с перекрытием швов на 1/2 / 1/4 кирпича. При выборе этой системы чередуются тычковый и ложковый ряды;
  • многорядная заключается в укладке тычкового ряда и 5-6-ти ложковых. Эта система используется только в малоэтажном строительстве, так как является «послаблением» второго правила кладки. Предсказуемый недостаток отклонения от СНиП – снижение несущей способности до 8%.

При выборе однорядной связки предстоит большой расход материала и нежелательный для новичка трудоемкий процесс кладки с использованием рубленых кирпичей. Поэтому оптимальным с точки зрения трудоемкости и стоимости работ является второй вариант – многорядная система перевязки. И, хотя несущая способность конструкции не будет идеальной, но, с точки зрения оптимизации бюджета и при возведении гаража до двух этажей, потеря прочности некритична. Выгод при выборе многорядной перевязки более, чем достаточно: экономия кирпича (до 30%), простой способ кладки одинаковых рядов.

Помимо возможности сэкономить при выборе системы перевязки, в строительной практике опробованы готовые способы постройки стен гаража по скромным расценкам:

  1. Минимальная толщина стены (полтора кирпича) позволит избежать расходов на возведение толстостенной крепости. При выборе такого варианта обязательно использовать проверенный прием – метод «слойки»: сначала возвести перегородку, затем – утеплить «шубой» из теплоизоляционного материала толщиной 50 см и завершить работы оштукатуриванием поверхности.
  2. Многослойная стена из двух перегородок, установленных параллельно и скрепленных специальными клеммами. Между такими перегородками укладывается утеплитель и сверху накрывается ветрозащитной мембраной. Облицовочным слоем является наружная кладка стен в полкирпича, в которой устраиваются продухи, а несущей является внутренняя перегородка в 1-1,5 кирпича.

Так как при выборе способа кладки основным параметром для исполнителя является сложность и трудоемкость работ, то оптимальным вариантом будет популярная кладка в полкирпича. Однако первый, простой в монтаже вариант обладает недостатком – перерасходом электроэнергии на обогрев, так как тонкая стенка и внешнее утепление недостаточно эффективно сохраняют тепло.

Второй вариант – многослойная стена и кладка внутренних стен в 1-1,5 кирпича технологически сложнее, но эффективно сохраняет тепло, являясь универсальной энергосберегающей технологией для автолюбителя. Поэтому до начала работ новичку в строительстве необходимо не только подготовиться теоретически, но и подобрать недорогой, безопасный и надежный вариант возведения коробки гаража, проверенный на практике.

Кирпичная кладка стен

Основное преимущество возведения коробки из самого популярного в строительстве материала — технология кирпичной кладки стен отработана до мелочей, поэтому при аккуратном выполнении правил застройщик избежит ошибок предшественников. Для того чтобы советы специалистов не показались «китайской грамотой», обязательно на начальном этапе освоить несколько терминов и приобщиться к достижениям профессии каменщика. Все способы кирпичной кладки стен описаны с использованием специальных названий граней кирпича:

  1. Ложком называется узкая длинная.
  2. Постелью – широкая длинная.
  3. Тычком – маленькая боковая.

Кладка стен из кирпича выполняется рядами, которые называются аналогично граням: ложковые, тычковые. Ложковый ряд состоит из кирпичей, уложенных на постель, при этом ложки располагаются вдоль стены. Тычковый отличается расположением ложков – перпендикулярно стене. Тем, кто стремится создать не только полезное сооружение для хранения автомобиля, но и гармонично вписать гараж в существующий ландшафт, можно воспользоваться удачным приемом – выполнить декоративную кладку ложковых/тычковых рядов изделиями разного цвета, имитировать мозаику или создать полоски.Кирпичная кладка стен

Кладка выполняется выбранным способом, однако перед началом работ необходимо изучить нюансы профессии каменщика. Первое, что необходимо предусмотреть — армирование кладки наружных стен гаража, как для увеличения прочности, так и для возведения безопасной постройки. Альтернативный вариант – усиление проемов и углов, который используется при возведении одноэтажных построек, специалисты не рекомендуют.

Правильное армирование, в соответствии со СНиП, – продольное: укладка каждые 4-5 ряда специальной металлической сетки. Для внутренних перегородок в полкирпича усиление жесткости – обязательный этап работ: уложить два прутка сечением до 5 мм, соединить вбитыми штырями с боковинами и заделать зазор битым кирпичом или паклей. Выполнять армирование необходимо каждые пять рядов.

При выполнении кладки обязательно контролировать равномерную толщину швов в пределах 10-12 мм, так как при чрезмерно плотном стыковании раствор не скрепит надежно кирпичи, а при увеличенном – стена потеряет прочность. Основные этапы работ:

  1. Подготовительный этап: гидроизоляция цоколя, изготовление раствора. Важным условием возведения прочной стены является пластичность связующего и выбор правильного рецепта в зависимости от выбранного типа кирпича. Правильное соотношение компонентов (цемент М400/песок) составляет:
  • для полнотелого керамического — 1:3;
  • для легкого пустотелого – 1:4.
  • После приготовления смеси можно проконтролировать качество – погрузить в раствор конусообразное грузило и посмотреть глубину, на которую опустился предмет: если на 9-13 см – смесь изготовлена правильно.

  1. Формирование углов: уложить несколько рядов, установить порядовки и разметить высоту каждого ряда. Порядовки устанавливаются не только на углах, но и на прямых участках шагом 10 м.
  2. Нанесение разметки: отступить от наружной поверхности 3-5 мм и натянуть шнур, при помощи которого можно контролировать ровность конструкции.
  3. Кладка: начинать первый ряд необходимо с наружной версты, уложив тычковый ряд из цельных кирпичей. По окончании наружной, можно приступить к кладке внешней версты, затем приступить к внутренней и уложить забутку. Наносить раствор можно любым способом:
  • вприсык применяется при кладке «впустовку», для чего раствор необходимо уложить на поверхность нижнего ряда на 25-30 мм ниже внешнего края. Оптимальная толщина слоя составляет 20-25 мм. После укладки раствора необходимо захватить смесь стыковочной поверхностью кирпича и прижать к соседнему;
  • вприжим используется при полном заполнении швов, для чего раствор наносится и на боковину кирпича, и на нижний ряд.

При укладке забутки можно использовать комбинированный способ полуприсык или использовать оба, выбирая оптимальный по типу ряда. Для коробки под оштукатуривание можно укладывать «впустовку», оставляя по краям швов 5-8 мм без раствора. Для декоративной расшивки швов кладки стен из кирпича или блоков необходимо полностью заполнить швы, а затем придать рельеф, используя специальную лопатку.

Коробка из пеноблоков и газобетона

Классический вариант для гаража — кладка стен из пенобетона в один ряд. Если планируется возведение стены толщиной более одного ряда, то рентабельность строительства снизится на 20%. При возведении коробки из пеноблоков главное – правильно выбрать связующее: строительный раствор, специальный клей. Самый простой и недорогой вариант – добавить известь в «кирпичный» рецепт и соблюдать ширину швов в пределах 6 мм.

При выборе клея бюджет строительства увеличится до 8%, но заметно улучшатся качественные характеристики стены за счет минимальной ширины шва (3 мм) и тесного контакта элементов. Преимущества кладки с использованием клея:

  • гладкая поверхность;
  • отсутствие мостиков холода;
  • отличная теплоизоляция.Кладка стен из пеноблоков и газобетона

Технология кладки стен из пенобетонных блоков практически полностью повторяет правила и приемы кирпичной кладки. Поэтому для выполнения работ достаточно изучить классическую технологию и учесть несколько нюансов:

  • независимо от выбранного связующего, для первого ряда кладки обязательно использовать цементно-песчаный раствор. Клей можно использовать только со второго ряда;
  • клей наносится шпателем на ширину блока, после чего плотно прижимается в нужном месте ряда. Для надежной и точной фиксации блоков рекомендуется использовать резиновый молоток, а после укладки каждого ряда выровнять поверхность шлифовкой и протереть от пыли;
  • армирование кладки выполняется специальными U-блоками, которые используются для укрепления оконных и дверных проемов.

Для придания дополнительной жесткости коробке необходимо обустроить 2 пояса (верхний, нижний) и армировать каждый третий ряд. Единственное неудобство стен гаража из пенобетона выявится уже в процессе эксплуатации – поверхность стены нельзя перегружать. Поэтому в гараже из пенобетона все стеллажи придется подвесить при помощи специальных анкеров.

Технология кладки стен из газосиликатных блоков и газобетона ничем не отличается от возведения стены из пеноблока. Единственная особенность связана со свойствами газобетона – «боязнью» воды. Поэтому на подготовительном этапе обязательно предусмотреть место складирования паллет в запакованном виде и в процессе строительства оберегать материал от контакта с водой. Кроме того, при выборе «дышащих» братьев – газобетона и газосиликата необходимо уделить повышенное внимание ровности ряда и качеству кладки. В противном случае незначительный сдвиг блока приведет к образованию трещин в точке напряжения.

Дешевые блоки или каменный гараж

Технология кладки стен из шлакоблоков – самый дешевый способ возвести коробку. Технология ничем не отличается от монтажа более дорогих изделий из ячеистого бетона, однако обилие вредных веществ все чаще останавливает застройщиков от приобретения «коктейля» вредных отходов даже для нежилого помещения — гаража. Поэтому оптимальным материалом для возведения коробки гаража дешево признаны блоки из отлежавшихся шлаков – керамзитобетонные.

Технология кладки стен из керамзитобетонных блоков повторяет последовательность работ более дорогих конкурентов – ячеистых бетонов и кирпича. Однако при выборе материала с удивительным компонентом – керамзитом, который считается признанными лидером среди утеплителей, необходимо учесть особенности кладки. Так как блоки изготавливаются с множеством щелей, то в процессе кладки обязательно использовать специальную сетку, которая будет препятствовать протеканию раствора в изделие и, соответственно, ухудшению теплоизоляционных свойств.

Тем, кто решил приобрести стройматериал для каменной кладки стен и возвести гараж в лучших традициях предков, рекомендуется предпочесть готовые блоки ракушечника или прессованные с искусственным наполнителем. При выборе таких материалов кладка выполняется аналогично кирпичной и ячеистому бетону. В противном случае предстоит длительное освоение профессии каменщика: разделить крупные камни на мелкие элементы, отколоть острые углы, подогнать под рабочие стандарты. При этом не имеет значения – найдены камни у дома или приобретены по каталогу: трудоемкий и длительный процесс возведения коробки исполнителю гарантирован.