Крыша для гаража своими руками

Крыша для гаража своими руками

Крыша – не менее важный конструктивный элемент гаража, чем фундамент, прочный пол или надежные стены. Поэтому крыша для гаража своими руками является ответственным этапом строительства, к выполнению которого необходимо подойти не только грамотно, но и творчески. Ассортимент готовых конструктивных схем позволит воплотить архитектурный замысел любой сложности. Однако для возведения надежного гаража не всегда нужно учитывать архитектурные изыски — достаточно обеспечить автомобилю защиту от ветра, палящих лучей солнца и атмосферных осадков.

Крыша для гаража своими руками
Крыша для гаража своими руками

На начальном этапе необходимо выбрать кровельный материал, соответствующий индивидуальным предпочтениям по внешнему виду и качественным характеристикам. При этом необходимо помнить, что от материала кровли зависит и сложность расчета конструкции, и бюджет строительства. Кроме того, от качества работ зависят условия, в которых будет храниться автомобиль. Поэтому необходимо подобрать материал с несложной технологией монтажа и соблюдать строительные стандарты, так как строение, в котором течет кровля гаража – основная причина дополнительных расходов на восстановительный ремонт автомобиля.

Особенности выбора материалов

Современный ассортимент кровельных материалов представлен как новыми изобретениями, так и проверенными на практике покрытиями. Выбирать материал необходимо, руководствуясь не только эстетическими предпочтениями — учесть сложность монтажа, оптимальное соотношение качество/стоимость. Поэтому перед тем, как однозначно определить чем покрыть крышу гаража своими руками, необходимо рассмотреть самые популярные при возведении автожилья кровельные материалы:

  • крыша из шифера — легкой асбестоцементной плиты зарекомендовала себя как износостойкое покрытие, которое прослужит 30-40 лет. Преимущество материала для самостоятельного выполнения работ – простой монтаж и простой ремонт, хотя восстанавливать покрытие приходится редко. Однако даже при необходимости устранения дефектов, достаточно очистить поверхность и нанести на покрытие крыши гаража смесь распушенного асбеста, воды, цемента М300 и клея ПВА. Минимального слоя раствора в 2 мм будет достаточно, чтобы заделать сколы, щели или трещины кровли;
  • тем, кто предпочитает современные материалы, подойдут рекомендации как покрыть крышу профнастилом НС из тонкой оцинкованной стали или стали с полимерным покрытием. Материал успешно конкурирует по популярности с шифером, так как обладает внушительным спектром качественных и эксплуатационных характеристик. К ним относятся долговечность (50 лет), водо-, звуконепроницаемость, огнеупорность, простой монтаж, возможность повторного использования. Кроме того, при выборе несуще-стенового профнастила (НС) можно подобрать различные уровни высоты трапециевидной волны и цвет покрытия на свой вкус;
  • сторонникам проверенных временем решений, рекомендуется изучить как покрыть крышу рубероидом – недорогого и прочного покрытия, которое надежно защитит гараж от воды и прослужит 10-15 лет. Материал укладывается в 3 слоя на сплошной жесткий каркас и обрешетку без каких-либо сложностей, даже для новичка в кровельном «деле». Современная альтернатива рубероиду – еврорубероид и рубемаст со сроками службы 30-40 лет;
  • фальцевая кровля из легкого металла – лучшее решение для тех, кто не планирует устраивать сложный каркас крыши своими руками и ограничиться обрешеткой из брусьев. Минусы такого украшения «головы» гаража – дорогостоящее обслуживание, необходимость использовать в процессе монтажа специальное оборудование и повышенное внимание к точности расчетов, так как фальцевая кровля «не прощает» даже мелких недочетов;
  • современным вариантом кровли гаража являются прозрачные покрытия из пластика. Преимущество материала – дополнительная освещенность помещения, что позволит автолюбителю работать на собственном «СТО» днем без дополнительного освещения. Однако при выборе такого материала необходимо учесть «парниковый эффект» — нагрев гаража солнечными лучами и предусмотреть мероприятия, компенсирующие этот недостаток.
Каркас крыши своими руками
Каркас крыши своими руками

Дорогостоящим натуральным покрытием крыши является черепица – керамическая или цементно-песчаная со сроками службы от 100 лет. Такая кровля подойдет только тем, кто не ограничен в бюджете и предъявляет особые требования к эстетике архитектурного ансамбля загородного коттеджа. Хотя тех, кто не ищет чем покрыть крышу гаража дешевле, черепица порадует не только красивым внешним видом, но и спектром качественных и эксплуатационных характеристик:

  • низкая теплопроводность;
  • устойчивость к ультрафиолету, температурным перепадам, кислотным дождям;
  • шумопоглощение;
  • огнестойкость;
  • отсутствие накоплений статического напряжения.

Если уклон крыши составляет более 12º, то можно выбрать металлочерепицу в широком цветовом ассортименте и украсить крышу гаража настилом из оцинкованной стали. Такой оригинальный материал для крыши гаража удачно имитирует натуральную черепицу, но дешевле по стоимости, поэтому подойдет и для создания качественной «брони» от непогоды, и в качестве красивого украшения «головы» постройки.

Конструктивные варианты крыш

Виды конструкций могут быть любыми и зависят как от эстетических предпочтений, так и от эксплуатационных характеристик. Самый простой, но экзотический вариант как правильно построить крышу гаража – схема «шалаш». Более практичные виды крыши – покатая и плоская. Можно выбрать простую схему плоской крыши – уложить железобетонную плиту поверх стен или изготовить сварную цельнометаллическую конструкцию.

Преимущество ж/б изделий – высокая прочность, поэтому по такой плоской крыше можно ходить. Альтернативный вариант — стяжка крыши гаража из бетона является трудоемким и дорогостоящим процессом строительства надежной защиты гаража. Однако плоские крыши при возведении гаража мало популярны у застройщиков, так как не отличаются эстетической выразительностью. На практике ассортимент конструктивных решений ограничен двумя простыми вариантами покатых крыш:

  • односкатные;
  • двускатные.

Более сложные виды конструкций и гармоничное «вписывание» гаража в единый архитектурный облик загородного дома связаны с выполнением точных расчетов элементов стропильной системы специалистами. Итак, строим сами крышу гаража одним из популярных вариантов покатых крыш:

  1. Наклонная стропильная система с опорой на стены — односкатная крыша своими руками по сложности является самой простой. Для создания крыши необходимо установить элементы стропильной системы на стены разной высоты, выполнить обрешетку, дополнительные работы (гидроизоляцию, утепление) и настил кровельного материала.
  2. Более сложный конструктивный вариант — двухскатная крыша своими руками в виде равнобедренного треугольника. Такой вид крыши чаще предпочитают те, кто планирует устройство эксплуатируемого чердака, хотя двускатная подойдет и в случае, если эстетическая выразительность постройки имеет существенное значение.

Красивым украшением гаража является сложный вид крыши – вальмовая.

Вальмовая крыша гаража
Вальмовая крыша гаража

Однако для проектирования четырех наклонных плоскостей, которые сходятся у конька, с опорой стропил на нижние прогоны, потребуется участие специалиста, а для возведения стропильной конструкции – уверенные навыки плотника.

Проектирование крыши

Самый простой и надежный вариант расчета надежной защиты гаража от непогоды – приобрести готовый проект крыши гаража или выбрать вид конструкции и воспользоваться программным обеспечением для точных математических расчетов отдельных элементов. Однако при проектировании односкатной крыши можно ограничиться самостоятельными расчетами — чертежами «от руки».

Угол наклона односкатной зависит как от вида материала, так и от климатических условий. Главное – учесть максимальную величину ската (60º) и нормы наклона кровли в зависимости от физико-химических свойств выбранного материала:

    • 8º для профнастила;
    • 5º для рубероида;
    • 18-30º для фальцевой кровли;
    • 20-35º для шифера;
    • 30º для металлочерепицы.

В зависимости от региона и зимних нагрузок, наклон может корректироваться, однако при отклонении от принятых норм рекомендуется проконсультироваться со специалистом. Связано это с тем, что при выборе, например, фальцевой кровли, незначительное уменьшение уклона может стать причиной деформации материала под весом снега. Уровень перепада стен («Н») рассчитывается по формуле: Н=tan х Ш (ширина гаража), где tan является оптимальным углом ската по таблице Брадиса (30º=0,5774).

При проектировании двускатной, необходимо учесть бюджет и знать как рассчитать высоту крыши правильно с минимальным расходом материала. Общий принцип проектирования: чем круче скат – тем дороже его возведение, так как потребуется большее количество материала. Длина стропильной ноги и высота конька зависят от нужного угла наклона (Z) и ширины гаража (Ш). Для расчета длины стропильной ноги используется формула: 0,5Ш/sin (Z/2), а высота конька равна 0,5 Ш/tan (Z/2).

Устройство односкатной крыши

Оптимальный вариант для гаража – изучить как строится односкатная крыша своими руками на разной высоте стен. Для начала необходимо закрепить стропильную систему при помощи направляющих балок – мауэрлатов. Ширина балок зависит от ширины несущей конструкции и может быть размерами как 100х100, так и 120х120 мм. Важным этапом работ является предварительная обработка древесины. Так как стропильная система крыши своими руками выполняется из гладких брусьев хвойных пород, то материал необходимо защитить от огня, вредителей и гниения – обработать антисептиками.

Если стены возведены из бетона или кирпича, то обязательно перед укладкой мауэрлата проложить гидроизоляцию – рубероидную подкладку. Направляющие балки укладываются поверх несущей конструкции, жестко крепятся к стене длинными анкерными болтами и подготавливаются для крепления стропил:

  • выполняется разметка по шагу крепления элементов стропильной системы;
  • вырубаются гнезда для стропил.

После этого можно установить стропила и зафиксировать анкерным креплением или проволокой. При превышении ширины гаража показателя в 4,5 м, стропильную систему рекомендуется дополнительно подпереть, во избежание прогиба. Кроме того, обязательно выносить балки на 30-50 см за поверхность стен для устройства козырька. Оптимальный шаг установки подпорок составляет 60-70 см, а точный зависит от тяжести кровельного материала.

Альтернативный вариант – в качестве направляющих балок использовать отдельные бруски, что позволит сэкономить на стоимости материала. После укладки брусков необходимо замуровать просветы тем материалом, который использовался при возведении стен. Последний этап монтажа – устройство обрешетки перпендикулярно остальным элементам.

Как и при монтаже стропильных ног, доски или сухие струганные бруски для устройства обрешетки предварительно обрабатывают антисептиком. Частота обрешетки, которая служит каркасом для кровли, зависит от веса выбранного материала и учитывается на этапе проектирования. После крепления обрешетки, фактически постройка крыши своими руками окончена, так как далее предстоят дополнительные работы (гидроизоляция, пароизоляция, утепление) и монтаж кровельного материала.

Устройство двускатной крыши

При выборе более сложного вида крыши рекомендуется ограничиться простейшим каркасом: сложить две одинаковые стропильные ноги в треугольник и соединить в верхней точке (конек). Как и при устройстве односкатной, практическая реализация идеи строим крышу своими руками связана с выполнением расчетов, предварительной обработкой древесины и, желательно, привлечением 1-2-х помощников для безопасного монтажа.

Порядок работ:

  1. Уложить мауэрлат по периметру, закрепить анкерами, вырезать гнезда. На стены из бетона и кирпича предварительно уложить рубероидную подкладку.
  2. Изготовить шаблонную мерку:
    • заготовить древесину: отрезать балки длиной, которая равна расстоянию между противоположными гнездами;
    • посередине бруса перпендикулярно закрепить опоры, при этом длина опоры должна быть равна высоте конька кровли;
    • закрепить стропильные ноги на уровне конька и отметить на нижних концах места врубки мауэрлата.

Гнезда стыков необходимо заготовить заранее, а при изготовлении стропильных ног по шаблону необходимо, чтобы элементы были немного больше готового образца. Такая технология изготовления стропильных ног позволит откорректировать правильность крепления в процессе монтажа. Кроме того, как и при устройстве односкатной, обязательно добавить 30-50 см к длине стропильной ноги для выполнения аккуратного козырька.

  1. Натянуть шнур по коньку для контроля за точностью монтажа.
  2. Установить крайние пары шагом 0,6-1,2 м, в зависимости от кровельного материала и расчетных нагрузок.
  3. Закрепить соединительную планку ниже конька.
  4. Набить обрешетку перпендикулярно стропилам.

Тем, кто изучает как сделать крышу гаража своими руками красивой и строгой формы, необходимо учесть, что при подготовке конструктивных элементов стропильной системы необходимо изготовить однотипные узлы, абсолютно одинаковые по форме. Именно поэтому опытные мастера рекомендуют обязательно использовать шаблон, так как такая технология «пакетной» обработки обеспечивает практически полную идентичность узлов.

Плотность обрешетки определяется на этапе проектирования и зависит от материала. Для металлочерепицы и гофролиста, например, достаточно набивки брусков шагом 300-400 мм, а монтаж ондулина и мягкой черепицы сопровождается устройством сплошной обрешетки. После монтажа обрешетки выполняются дополнительные работы, настил кровельного материала, после чего обустройство крыши гаража можно считать завершенным.

Гидроизоляция крыши

Качественная гидроизоляция плоской крыши недорого выполняется при помощи рубероида, а для покатых рекомендуется использовать специальную мембрану. При выборе мембраны двойного действия крыша будет эффективно защищена от влаги, так как материал пропускает пар изнутри и не пропускает влагу снаружи. При монтаже мембраны обязательно соблюдать вентиляционный зазор с кровлей от 25 мм, а при утеплении крыши – расстояние 50 мм до утеплителя.

Порядок монтажа:

  • уложить мембрану внахлест под обрешетку на стропила. Полосы необходимо укладывать свободно, избегая крайностей: натяжки, провисания. Нахлест краев составляет 10-15 см, при монтаже можно ориентироваться на пунктирную линию стыка;
  • склеить специальным скотчем;
  • закрепить к каркасу, используя строительный степлер.
Гидроизоляция крыши гаража
Гидроизоляция крыши гаража

Такая гидроизоляция крыши гаража признана универсальной для самостоятельного выполнения работ, так как высокая эффективность защиты дополняется простым монтажом материала. По краю гидроизолятор необходимо завернуть на 15-20 см. Кроме того, обязательно выполнить гидроизоляцию трубы дымохода с использованием герметиков или цементно-песчаного раствора. Преимущество заливки щелей раствором – длительный срок службы, так как при обработке герметиком уже через год может появиться течь.

Перед тем, как сделать гидроизоляцию крыши своими руками, необходимо изучить последовательность работ. Так, например, перед гидроизоляцией дымохода, необходимо обмотать трубу проволокой. Если выбран в качестве гидроизолятора раствор, то заливать цементно-песчаную смесь в щели необходимо в виде конуса. При размещении мембраны возможно два варианта монтажа:

  • на стропила;
  • на каркас.

Если материал укладывают на стропила, то обрешетку набивают сверху, а при монтаже на готовый каркас для крепежа кровли набиваются дополнительные бруски. Кроме того, новичкам в кровельном деле необходимо до монтажа мембраны точно определить верхний и нижний слои, ориентируясь по меткам производителя, так как самая распространенная ошибка аматоров в строительном ремесле – установка гидроизолятора неправильной стороной.

Монтаж кровельного материала

Красивая кровля крыш своими руками не обязательно выполняется из дорогостоящих материалов, так как качественный монтаж обеспечит аккуратный вид постройки, что произведет благоприятное впечатление даже при выборе привычного рубероида. Поэтому перед началом работ по укладке кровельного материала, необходимо изучить особенности технологии и условия, при которых даже непрофессиональный монтаж будет выглядеть красиво. Особенности выполнения работ:

  1. Рубероид.

Кровельный материал обязательно уложить на сплошную обрешетку. Для плоских крыш, где перекрытие является железобетонной плитой, такая кровля для гаража выполняет функцию гидроизолятора, превращаясь из недорогого стройматериала в рулонах в многоцелевое изделие в формате «2 в 1». Укладка материала выполняется в 3 слоя: сначала подкладочные 2 пласта, затем – покровный верхний с плотной посыпкой. Последовательность работ:

    • смазать основу битумной смазкой;
    • уложить слой кровельного материала параллельно коньку полосами внахлест;
    • завернуть материал на краях под козырек на 20 см, прибить шиферными гвоздями шагом 0,5 м;
    • покрыть поверхность битумной смазкой;
    • уложить второй пласт подкладочного материала перпендикулярно предыдущему;
    • завернуть под козырек, прибить гвоздями;
    • обработать поверхность материала битумной смазкой;
    • уложить покровный слой.
  1.  Шифер.

Кроем крышу гаража легкой асбестоцементной плитой, для этого достаточно просверлить в листах материала отверстия и вбить гвозди с припуском 3 мм. Укладывать материал необходимо внахлест, а чтобы обеспечить плотное прилегание, рекомендуется спилить уголки внутренних пролетов.

  1.  Прозрачный пластик.

Материал подойдет для крыш с наклонным скатом и позволит сэкономить на освещении гаража. Прозрачный пластик необходимо закрепить к обрешетке, предварительно защитив древесину от «парникового эффекта». При работе с материалом необходимо руководствоваться инструкцией и использовать только те монтажные материалы, которые рекомендованы производителем, далее последовательность работ:

  • обрезать панели пилой с мелким зубом;
  • оклеить обрешетку и стропила алюминиевой фольгой или покрасить в белый цвет;
  • установить профилированный пенопласт между стеной и крышей для дополнительного уплотнения;
  • рассверлить места крепления под шурупы диаметром, на 4 мм больше;
  • укладывать листы внахлест на 150 мм;
  • использовать специальный набор уплотнительных и стыковых профилей;
  • крепить к древесине с учетом коэффициента линейного расширения – не жестко;
  • закрепить винтами коньковый элемент;
  • снять защитную пленку.

Крыша из оцинкованного железа – недорогой вариант украшения «головы» постройки, для монтажа которого достаточно установить стропила шагом 90-120 см и набить обрешетку. Если выбран профнастил, то монтаж выполняется внахлест, материал крепится заклепками или саморезами, а по краям каждый лист необходимо закрепить в «волну». При выборе фальцевой кровли монтаж материала рекомендуется доверить специалистам, а современные кровельные материалы обязательно укладывать по инструкции производителя.

Теплоизоляция и пароизоляция

Качественное утепление крыши гаража и пароизоляция – залог отсутствия конденсата и, соответственно, идеальное условие для хранения автомобиля. Поэтому к вопросу укладки утеплителя необходимо подойти ответственно, так как от качества работ зависят и температурные перепады внутри помещения, и вероятность появления плесени. В качестве теплоизоляции можно выбрать любой современный материал, хотя владельцы гаражей чаще предпочитают проверенные характеристики стекловаты.

Качественное утепление крыши гаража и пароизоляция
Качественное утепление крыши гаража и пароизоляция

Если планируется утепление крыши своими руками в виде покатой конструкции, то необходимо выбрать материал с плотной структурой. При выборе стекловаты – это специальный вид утеплителя плотной структуры в рулонах шириной, соответствующей стандартному шагу стропил. Вариантов укладки утеплителя два:

  1. Враспор между стропилами;
  2. Поверх стропил.

Первый вариант допускается только в случае, если толщина брусьев достаточна для организации вентиляционного отверстия с гидробарьером. В остальных случаях крепление материала выполняется по второму варианту соблюдением оптимальной толщины (10 см). Затем выполняется монтаж паробарьера и набиваются бруски для облицовки: вагонки, гипсокартона, стекловолокнистых плит. После выполнения всех этапов работ, красивая и аккуратная крыша надежно защитит гараж от внешних воздействий и резких перепадов температур.