Правильное устройство чердачного перекрытия гаража является залогом сухости автожилья и оптимальных условий хранения автомобиля. Специалисты рекомендуют ответственно подойти к этому этапу строительства и обеспечить автомобилю надежную защиту от атмосферных осадков. Кроме того, от выбора материала перекрытия зависит бюджет строительства, а от расположения элементов — способы утепления. Поэтому до начала работ рекомендуется изучить все нюансы и подобрать оптимальное соотношение качества и стоимости.
Все конструктивные варианты перекрытий классифицируются на 3 основных вида: междуэтажные, подвальные, чердачные. Основная задача перекрытий, независимо от вида, – разделять строение по высоте и передавать нагрузку на стены. Подвальные отделяют подпольное пространство и первый этаж, междуэтажные устраиваются над цокольным этажом и в случае, если на чердаке располагают жилое помещение.
Чердачные – особая конструкция, которая подойдет владельцу гаража для разделения высоты на место хранения автомобиля и мастерскую или склад. В зависимости от материала, из которого изготовлены перекрытия, чердачные различаются на два вида:
Если в доме встроенный гараж или большой подвал, то рекомендуется предпочесть перекрытие из сборного железобетона или монолитную конструкцию. Оптимальным вариантом в гаражном строительстве является плитное чердачное перекрытие из бетонных шести- и семипустотных плит, которые устанавливают с учетом расположения несущих стен: поперек, вдоль гаража.
Популярная конструкция чердачного перекрытия балочного типа из металлических или деревянных балок – более доступный по стоимости, но капризный вариант, так как изделия необходимо защитить от огня и/или влаги. Деревянные элементы обязательно обработать антисептиками и тщательно подойти к выбору материала, так как конструкция, по нормам пожаробезопасности, должна получиться надежной и жесткой.
При выборе конструктивного решения можно остановиться на монтаже чердачного перекрытия с использованием балочной системы, но выбрать надежные железобетонные балки. Процесс устройства таких конструкций не отличается от деревянных и металлических, однако для монтажа ж/б изделий на коробку потребуется аренда грузоподъемного оборудования – крана. Кроме того, для устройства надежной брони гаража потребуется выбрать усиленный и, соответственно, дорогостоящий фундамент.
Бюджетный вариант заключается в монтаже конструкции деревянных чердачных перекрытий и настила из досок. Основное преимущество – простота монтажа и легкий вес, поэтому крыша создает минимальную нагрузку на грунт и можно ограничиться скромными расходами на простой тип фундамента. Однако древесина – легкий в обработке, но уязвимый для влаги материал. Поэтому при выборе деревянного перекрытия необходимо предусмотреть защиту:
Немаловажным фактором при выборе вида материала являются нагрузки – вес мебели, инструментов, оборудования, которые планируется разместить на чердаке. Параметр, на который рекомендуется ориентироваться, — полезная нагрузка до 105 кг/ м2. Кроме того, важно учесть допустимую величину прогиба конструкции (1/200 пролета), степень звукоизоляции и оптимальные пределы огнестойкости: бетон и ж/б – час, дерево – 5 мин, дерево+штукатурка – 15 мин, дерево+засыпка+штукатурка – 45 мин.
При возведении гаража из бетона, кирпича, прочих тяжелых элементов, плитное перекрытие – оптимальный вариант основательной конструкции, где несущую нагрузку воспринимает плита, являясь, одновременно, основой для тепло- и звукоизоляции. Кроме того, на плиту крепится подвесной потолок и укладывается пол, поэтому рекомендуется использовать для устройства конструкции 2 варианта ж/б панелей: пустотные, сплошные.
Процесс монтажа прост: опереть панели на внешние стены на глубину 10-12 см и закрепить цементным раствором. В гаражном строительстве используются ж/б панели толщиной от 12 см, так как при меньших параметрах необходимо дополнительно улучшать звукоизоляционные свойства изделий. Оптимальный вариант для пролета 4,2 м – монолитные панели толщиной 12 см, для 6,6 м – пустотные плиты толщиной 22 см или монолитные толщиной 16 см.
Популярное деревянное чердачное перекрытие по балкам – технология устройства «разделителя этажей», в которой несущая способность обеспечивается балками из древесины. Простая и недорогая технология обладает преимуществами в сравнении с плитным «конкурентом» – высокими теплоизоляционными свойствами, отсутствием расходов на спецтехнику. Однако для создания надежной защиты гаража от атмосферных осадков предстоит правильно выбрать материал, защитить древесину от влаги и огня, а также создать пирог чердачного перекрытия из паро-, звуко-, ветро- и теплоизоляционных материалов.
Оптимальным сечением опорных элементов для гаража признаны соответствующие характеристики массивного/клееного бруса 5-8 см. Для малых пролетов можно сделать устройство деревянного чердачного перекрытия дешево – использовать сбитые спаренные доски и балки минимальной толщиной 5 см из хвойных пород древесины.
Порядок работ:
Особое внимание при укладке деревянных балок рекомендуется уделить участкам, где проходят вентиляционные, печные или каминные трубы, соблюдая зазор с элементами перекрытия от 25 см. Вокруг труб обязательно выполнить теплоизолирующую прокладку, используя листовой асбест или минеральное волокно. При монтаже балок в бревенчатом гараже рекомендуется заменить крепежный элемент плотным способом соединения – врубить глубоко концы бруса.
Железные балки – отличное решение по долговечности и надежности конструкции, однако такой материал дороже популярной древесины по стоимости. Поэтому железные балки используются, когда чердачное перекрытие по деревянным балкам установить затруднительно, например, при длинных пролетах от шести метров. Преимущество металла – высокая устойчивость к микробиологическим воздействиям, негорючесть и меньшая толщина, что позволит сэкономить полезное пространство.
Технология монтажа повторяет устройство чердачного перекрытия с деревянными элементами с той разницей, что дополнительных мероприятий по защите от огня не требуется. Однако при расчете перекрытия необходимо помнить, что железные балки отличаются значительным весом и создают нагрузку 400 кг/м2 и более. Поэтому при выборе готового проекта или проведении расчетов, обязательно учесть вес изделий и точно рассчитать полезную нагрузку.
Для заполнения проемов между балками рекомендуется использовать щиты, деревянный накат или вставки из легкого бетона. При выборе железных элементов перекрытия предстоит позаботиться о мероприятиях по улучшению тепло-, звукоизоляции и защите от коррозии. Как правило, эффективно справляется с недостатками металла войлок – обернуть материалом концы балок перед укладкой.
Эффективная защита чердака, который утрачивает тепло намного интенсивнее самого гаража, – непрерывный утепляющий контур. Как правильно утеплить чердачное перекрытие в соответствии со СНиП 23-02-2003 и учесть оптимальную толщину теплоизоляции:
Кроме того, в соответствии с рекомендациями «Тепловой защиты зданий», теплоизоляцию нужно выполнять многослойной, что позволит сместить листы в шахматном порядке и перекрыть уязвимые места стыков. Поэтому утепление чердачного перекрытия минватой выполняется несколькими слоями, что позволяет эффективно бороться с известным недостатком – «мостиками холода».
Именно многослойный пирог признан надежной защитой гаража от холода зимой и барьером, который защитит гараж от поступления тепла внутрь помещения летом. Единственный недостаток большинства утеплителей – снижение качественных и эксплуатационных характеристик при увлажнении. Поэтому перед тем, как утеплять чердачное перекрытие своими руками, необходимо изучить эффективные способы защиты материала от паров влаги:
При грамотном выполнении всех трех пунктов будет создан надежный многослойный пирог, который защитит утеплитель от разрушительного воздействия влаги, а гараж – от температурных перепадов и образования конденсата. Экономить на элементах многослойного пирога специалисты не рекомендуют, так как ошибки в монтаже или некачественный материал любого слоя станет причиной частого ремонта автомобиля.
При создании непрерывного утепляющего контура можно превратить чердак в полноценное помещение и использовать, например, как мансарду. Поэтому требования к структуре многослойного пирога определяются на этапе планирования материалов:
Аккуратное соблюдение рекомендаций на подготовительном этапе позволит избежать расходов на ремонт перекрытия в будущем. Кроме того, при выполнении работ необходимо помнить, что теплоизоляция чердачных перекрытий «не прощает» ошибок и для исправления работ на любом этапе потребуется вскрыть кровельное покрытие.
Самыми популярными материалами для утепления гаража остаются плиты минеральной ваты и пенополистирола. Однако при выборе любого теплоизолятора необходимо соблюдать технологию монтажа:
При укладке утеплителя необходимо контролировать, чтобы несущие части не нарушали и/или не прерывали слой изолятора в местах опоры на стену. Кроме того, утепление деревянного чердачного перекрытия современными утеплителями можно считать выгодным решением при строительстве гаража, так как материалы обладают спектром характеристик и позволят решить сразу 2 вопроса: улучшат микроклимат, снизят расходы на обогрев почти наполовину. Кроме того, гаражное перекрытие, утепленное по современной технологии – это несколько лет беззаботной и комфортной эксплуатации постройки без дополнительных расходов на ремонт и отопление.