Электрификация гаража является единственным способом обеспечить комфортную эксплуатацию помещения в любое время суток и использовать при ремонте автомобиля специальное оборудование. Однако новичку в электромонтажных работах необходимо помнить, что электропроводка в гараже является комфортным дополнением, устройство которого связано с соблюдением не только технических регламентов, но и требований безопасности.
Электрификация гаража – ответственный вид работ, к выполнению которого необходимо обязательно привлечь профильного специалиста. Связано это с тем, что часть работ могут выполнять только квалифицированные электрики с допуском к работам под высоким напряжением и по проекту, утвержденному местным органом государственного контроля. Поэтому проводка в гараже своими руками может выполняться только в тех случаях, когда для выполнения работ достаточно технической подкованности автолюбителя.
Виды электропроводки:
Чтобы создать искусственный свет внутри помещения самостоятельно, потребуется схема гаража электрическая в виде готового чертежа. Особенности выполнения работ зависят от выбранного способа крепления проводов: скрытая укладывается в конструктивных элементах гаража или внутри отделки, открытая – по поверхностям стен и потолков.
Выбор проводов зависит от вида электропроводки. Для наружной рекомендуется использовать изолированный гибкий кабель (медный, алюминиевый). Сечение кабеля зависит от выбранного материала: 6 мм2 для медного, 16 мм2 – алюминиевого. Специалисты рекомендуют использовать для воздушной проводки эластичную медь, а при проведении проводов через конструкцию защищать кабель трубой с диаметром в 2 раза больше сечения проводов.
Для выполнения электромонтажных работ внутри гаража лучше использовать медный провод – пластичный материал, который выдерживает значительные пусковые нагрузки. Сечение провода зависит от силы тока, а длина рассчитывается с учетом припусков. Так как монтаж внутренней проводки гаража выполняется со скручиванием проводов, то при расчете материала необходимо добавить к каждому отрезку линии припуск 10-15 см. Кроме того, для электрификации гаража потребуются:
Не знаете, как сделать заземление в гараже? – купите трехжильный кабель (фаза+ноль+заземление) и используйте в электромонтажных работах. В деревянных гаражах специалисты рекомендуют использовать изделия с резиновой изоляцией: АПРН, АППР, АНРТ, NYM. Проверенный вариант проводов для скрытого способа монтажа – в ПВХ-оболочке (алюминиевые, медные) или кабели АВВГ, ВВГ, NYM, которые можно уложить под слой штукатурки прямо в бороздки. Провода ПВ, ПВС и АПВ необходимо прокладывать в коробах или ПВХ-трубах.
Выполняется внешняя электропроводка гаража двумя способами: подземным, воздушным. Выбор оптимального способа электрификации зависит от близстоящих объектов и месторасположения постройки. Этот этап работ, включая определение лучшего способа наружной электропроводки, рекомендуется доверить квалифицированному электрику с допуском.
Если расстояние до линии передач превышает 25 метров, то подвод электропроводки к гаражу выполняется воздушным способом с креплением кабеля на несущих столбах определенной высоты. Высота опор зависит от места проводки:
Не знаете, как провести наружную проводку в гараже? – выберите один из проверенных способов ввода. При воздушном способе ввод можно организовать и через конструкцию стены, и через крышу. Предпочтительнее первый вариант, так как при вводе через крышу сложно изолировать отверстие в кровле и присутствует вероятность повреждения кабеля.
Нормативная высота ввода составляет 2,75 м. Если высоты стен недостаточно, необходимо дополнительно установить прямую трубу – трубостойку, выполнить отверстия в стене под наклоном, уложить фарфоровые воронки и защитить кабель эластичным шлангом. Последний этап монтажа наружной электропроводки – подсоединить линию к распределительной коробке внутри гаража.
Если используется схема подземной проводки к гаражу в виде ответвления от подземного кабеля и централизованной линии передач, то необходимо уложить провода на глубину до двух метров и защитить линию от случайного повреждения – использовать стальной короб. При выборе такого способа электрификации необходимо предусмотреть точку ввода – отверстие в фундаменте, а также место прохода проводов через конструкцию.
Способ монтажа внутренней проводки выбирается на общих основаниях и зависит от материала конструкций. В бетонных и кирпичных постройках монтаж электрики внутри гаража чаще выполняется скрытым способом: кабель устанавливается до выполнения облицовочных работ в штробы – углубления в стенах. Борозды в стене можно сделать как «дедовским» способом, используя молоток и зубило, так и современным – при помощи электродрели. В каменном гараже можно выбрать открытый способ монтажа, хотя скрытый более безопасен.
Не знаете, как сделать проводку в гараже скрытым способом? – подготовьте штробы, уложите провода в борозды и зафиксируйте кабель пластиковыми хомутами или металлическими скрепками. Упрощенный вариант монтажа – приклеить провода алебастром. Для надежной защиты скрытой электропроводки провода можно дополнительно изолировать в короб. Допускается укладка проводов в технические щели между плитами перекрытия, в пустотном полу, бороздки и существующие каналы между конструкциями. По окончании монтажа штробы и отверстия замуровывают, после чего поверхность подготавливается к отделке: наносится штукатурный слой, выравнивается.
Открытый монтаж электропроводки в гараже используется в металлических и деревянных постройках – кабель крепится к поверхности стен. Для надежного крепления проводов открытым способом рекомендуется использовать деревянные пробки – изолированные опоры, в которые вкручивают шурупы. Проверенный вариант – выбрать крепеж с пластмассовыми вставками и забить дюбеля в готовые отверстия шагом 50-60 см. На поворотах, в начальной/конечной точках кабель обязательно прикрутить к крепежу тесьмой, припаять места скручивания и заизолировать. Надежный вариант защиты электропроводки – закрыть провода пластиковым коробом.
Готовая схема электропроводки в гараже – безошибочный вариант, который позволит грамотно выполнить монтаж проводов. В плане указывается нужное количество всех элементов, включая розетки и выключатели, обозначается месторасположение светильников, распределительной коробки, точек соединения проводов. Кроме того, в готовом плане указывается способ и последовательность подключения каждого элемента, включая лампы и выключатели.
Выбрали схему и не знаете как провести проводку в гараже? – перенесите чертежи «в натуру» с учетом технических регламентов. Удобное расположение выключателя – слева от ворот, чтобы входная дверь не перекрывала приборы. Высота размещения приборов от пола составляет:
Готовую электрическую схему гаража необходимо перенести на стены и учесть, что розетки должны располагаться перед выключателем. При нанесении разметки можно использовать простой шнур или специальные рулетки с красителем и помнить, что все элементы обязательно соединять прямыми линиями, а повороты выполнять от распределительной коробки под прямым углом. Правильное расстояние проводки от потолка и трубопроводов – 10-15 см.
Правильный монтаж электропроводки своими руками – это устройство трех жил: ноль, фаза, заземление. «Дедовский» вариант, когда для электромонтажных работ в гараже использовали ноль и фазу, не соответствует современным требованиям безопасности. Поэтому главное при выборе схемы – приобрести полный «набор» проводов, который спасет автолюбителя от поражения током и возможных неприятностей в аварийной ситуации.
Порядок работ:
При выборе алюминиевых проводов необходимо помнить, что изделия капризны, и скручивать без усилий, избегая вытягивания или излома. Кроме того, при выполнении электрификации гаража необходимо соблюдать ограничения: исключить соединение токопроводящих жил из разных металлов и избегать скрутки проводов различного сечения. Если соединения жил разного сечения неизбежно, то при монтаже необходимо использовать соединительные колодки.