Наличие гаража рано или поздно ставит владельца перед вопросом — как сделать смотровую яму в гараже и сэкономить семейный бюджет на мелкий ремонт автомобиля. Идеальный вариант обустройства «автожилья» — проектирование и строительство гаража одновременно с полезным дополнением. На практике такой вариант встречается редко, так как навык профилактического осмотра машины и ремонта важных технических узлов приходит к водителю с опытом. Однако даже новичкам-автолюбителям можно сэкономить массу времени и средств, выполняя регулярную замену масла и расходников, промывку систем и постоянно контролируя техническое состояние железного друга в собственной автомастерской – смотровой канаве.
Устройство дополнительного сооружения – область применения строительных навыков и знаний. Поэтому перед тем, как сделать яму в гараже своими руками, необходимо изучить строительные стандарты и учесть неудачи предшественников. Главное условие качественного выполнения работ – правильная подготовка, включая проектирование и проведение исследований, а также точное соблюдение строительной технологии при возведении сооружения.
Если планируется строительство смотровой ямы в существующем гараже, то сначала необходимо определить уровень грунтовых вод (УГВ). Самый простой способ — изучить результаты исследования специалистов (отчет), которые проводились на этапе строительства гаража. Если такие исследования не проводились, то перед началом строительства рекомендуется провести собственный эксперимент: вырыть траншею и оставить «окоп» на некоторое время, наблюдая за появлением воды. Такой эксперимент – гарантия того, что яма смотровая гаража не превратится в «мини-бассейн», а бетон, спешно уложенный на дно траншеи, не «поплывет».
На этапе проектирования – составления чертежей «от руки» или приобретения готового проекта, необходимо помнить, что смотровая яма для авто является постоянным источником сырости. Поэтому, при высоком УГВ даже приобретение высококачественного бетона и трудоемкий процесс бетонирования не спасет владельца гаража от обратного закапывания после нескольких месяцев мучений, связанных с вычерпыванием воды.
Начинать устройство ямы в гараже можно при уровне грунтовых вод до 2,5 м, в таком случае все работы проводятся по классической технологии. Если УГВ выше – предстоит дорогостоящий процесс устройства дренажной системы. Если этот момент не учесть, то автомастерская из сооружения для надлежащего хранения и технического обслуживания транспортного средства превратится в разрушающий для автомобиля фактор: избыток влаги из «ниши» станет причиной быстрой коррозии днища автомобиля. В таком случае смотровые ямы в гараже из практичного и полезного сооружения превратятся в источник постоянных расходов на ремонт авто.
Проектирование – важный и самый ответственный этап работ, который позволит исключить большую часть ошибок. Главная из неудач – неправильно устроенная яма для ремонта авто без учета габаритов железного друга и удобства въезда/выезда в гараж. Результатом такой ошибки, в лучшем случае, станет опасный заезд на «траншею», когда при парковке водитель будет обливаться холодным потом, рискуя соскользнуть и провалиться.
На начальном этапе необходимо обеспечить оптимальные условия хранения автомобиля, изучить виды смотровых ям и предусмотреть удобную парковку. Самые популярные варианты:
Кроме ниши в гараже обязательно предусмотреть расположение специальных инструментов поближе к смотровой канаве. Оптимальный вариант при недостатке площади – устроить ниши в боковых стенах канавы. Кроме того, на этапе составления чертежей рекомендуется предусмотреть оптимальные габариты сооружения:
Удобная глубина – залог комфортной работы в канаве, поэтому рекомендуется соблюдать зазор до днища в пределах 25-30 см. Варианты расположения канавы – вдоль или поперек гаража зависят только от индивидуальных предпочтений и удобства въезда/выезда в гараж. После того, как определены все размеры ямы в гараже и продуманы комфортные условия работы, можно приступить к выбору материалов, подготовке инструментов и строительно-монтажным работам.
Теоретически вопрос как построить смотровую яму в гараже своими руками заключается в рытье траншеи, устройстве пола и стен. Однако на практике предстоит изучить нюансы выполнения работ на каждом этапе, включая выбор гидроизоляционных материалов в зависимости от интенсивности «водной» агрессии. Бюджетный вариант — гидроизоляция смотровой ямы жирной глиной, смешанной с отходами переработки нефтяных масел. Однако можно выбрать современные варианты гидроизоляции:
Для создания надлежащих условий хранения автомобиля обязательно нужно предусмотреть утепление рабочей зоны и устроить вентиляцию. Кроме того, чтобы работа будущего «автослесаря» была удобной, обязательно выполнить монтаж освещения и украсить место трудовых подвигов современным ассортиментом отделочных материалов.
Земляные работы необходимо выполнять с учетом толщины конструкций сооружения: стены, пол. Поэтому размеры в проекте – только ориентир для тех, кто изучает как выкопать яму в гараже, так как потребуются дополнительные расчеты припусков. Минимальные припуски составляют:
Точно рассчитать припуски можно, определив толщину конструкций. Если толщина стены составляет 20 см, то к ширине ямы по проекту необходимо прибавить 20+20 см (толщину двух стен). При расчете глубины обязательно добавить не только высоту пола, но и предусмотреть запас на спуск.
Перед тем, как вырыть яму в гараже, необходимо обязательно определить место складирования грунта, так как часть земли понадобится для обратной засыпки. Стандартный объем земляных работ составляет 9 м3, но при вызове техники для вывоза земли необходимо учесть, что объем разрыхленного грунта на 20-25% больше объема котлована. Как выполнять земляные работы и устраивать котлован для ямы не имеет значение – можно копать вручную или вызвать землекопов, если грунт прочный.
Пол смотровой ямы – самый ответственный момент рытья ямы, от качества выполнения которого зависит и степень комфорта автолюбителя при ремонте, и оптимальные условия хранения железного друга. Самым популярным вариантом обустройства является бетонирование – создание прочного и устойчивого основания с длительным сроком эксплуатации. Единственный недостаток – стоимость, поэтому тем, изучает как строить яму в гараже недорого, подойдет подвесной пол. Если выбран бюджетный вариант, то пол устраивают после возведения стен:
Устраивать подвесной пол специалисты рекомендуют на сухих почвах и если гараж не сырой. Подготовка основания – обязательный этап работ: насыпать гравий на дно котлована слоем 10 см, тщательно утрамбовать, засыпать слой сухого песка (5 см). Затем необходимо обеспечить безопасную парковку: закрепить Т-образную рейку из металла на уровне пола, которая защитит автолюбителя от случайного попадания колеса в устроенную яму и будет опорой для досок, которые закрывают смотровую канаву.
В качестве гидроизолятора для пола можно использовать жирную глину, после чего необходимо уложить полиэтиленовую пленку, выполнить армирование и залить бетон. Для армирования смотровой канавы используется арматура 4-5 мм и проволочная сетка ячейкой 150х150 мм. Тем, кто изучает как построить гараж с ямой своими руками и надежно защитить рабочую зону от воздействия влаги, необходимо после застывания бетона еще раз заизолировать поверхность до выполнения финишной отделки.
Стены смотровой ямы можно «нарастить» из бетона или построить из кирпича, в зависимости от индивидуальных предпочтений. Практикуется и бюджетное решение – выстелить рубероидом и обшить сверху промасленными досками или выложить плоским шифером. Независимо от выбранного способа, необходимо подготовить поверхность: выровнять стены, обмазать слоем жирной глины и закрепить полиэтиленовую пленку. Кроме того, отличным решением для страховки от опасных заездов на траншею будет изготовление специальной рамы, если для стен планируется использовать бетон и кирпич:
Благодаря такой «обойме» будет дополнительно укреплен угол стены. Если планируется заливка бетоном, то рама устанавливается внутрь опалубки. После того, как выполнена гидроизоляция гаража со смотровой ямой, можно укрепить стены сеткой-рабицей и приступить к возведению: изготовить опалубку из ОСП или начать кирпичную кладку выбранным способом. Опалубку необходимо установить на расстоянии 3-х см от стены и зафиксировать подкосами и распорками.
Армирование – не обязательный, но рекомендуемый этап работ, если планируется построить действительно прочные стены. В качестве материала можно использовать ту же сетку, что и при устройстве пола. Последний этап работ – бетонирование: заполнить пространство раствором и утрамбовать. После этого необходимо приостановить работы на неделю, после чего выполнить обратную засыпку, а спустя 2 недели снять опалубку.
Бюджетный вариант — металлическая смотровая яма признана непрактичным решением. Кроме того, для создания оптимальных условий хранения автомобиля такой канаве потребуется идеальная гидроизоляция. Поэтому отделка стен в смотровой яме выполняется с использованием практичных, устойчивых к воздействию влаги и агрессивных веществ, простых в уходе и долговечных материалов. К ним относятся керамическая плитка, фасадная штукатурка, стекловолокнистые плиты. Приступать к финишной отделке стен можно через месяц по окончании бетонирования.
Утепление – универсальный способ сократить расходы на обогрев гаража и исключить резкие перепады температур. Тем кто сэкономил на гидроизоляции, изучить как утеплить яму в гараже обязательно, чтобы устранить слабые места защиты смотровой канавы от влаги. Самый популярный вариант утеплителя – пенополистирол: легкий в монтаже, водонепроницаемый, устойчивый к гниению материал, который обеспечит оптимальные температурные условия для технического обслуживания автомобиля.
Рекомендуемый вариант утепления смотровой ямы – укладка пенополистирола слоем 50 мм на клей. Вентиляция – простой способ обеспечит комфортные условия работы «автослесаря» без неприятных запахов сырости и автохимии. Самый популярный вариант — проложить под землей гибкий воздуховод и вывести на поверхность выше уровня земли на 20-25 см. Чтобы избежать засорения вентиляции можно использовать специальную защитную крышку.
Последний штрих смотровой канаве придаст обустройство сооружения осветительным оборудованием. На этом этапе необходимо позаботиться не только о создании комфортных условий осмотра автомобиля, но и о собственной безопасности. В соответствии со строительными нормами, освещение в смотровой яме не предполагает устройства розеток, а напряжение ограничено 36В. Поэтому оптимальный вариант электромонтажных работ – установка переносных ламп и специальных светильников.