Гаражные подъемные ворота своими руками

Гаражные подъемные ворота своими руками

Подъемные ворота – удобная, надежная и безопасная конструкция в виде створки-щита, при открывании которой полотно «уходит» под потолок, а нижний край остается у верхней кромки косяка. Такие конструкции полностью соответствуют требованиям, предъявляемым к современным гаражным воротам (прочность, гидро-, теплозащита, простота в эксплуатации, защита от проникновений), обладают спектром преимуществ, но заводские модели относятся к дорогостоящей продукции. Поэтому тем, кто планирует сэкономить, необходимо изучить способы экономии при заполнении проема гаража и изготовить гаражные подъемные ворота своими руками из недорогих материалов.

Подъемно-секционные или подъемно-поворотные?

Отличительная особенность подъемно-секционных – полотно состоит из нескольких панелей высотой 40-60 см. При открывании полотно «утягивается» под потолок, а при закрывании – вертикально опускается вниз. Материал, из которого изготовлены панели, может быть любым (пластик, древесина, металл), для повышения теплоизоляции пространство внутри заполняется эффективным утеплителем (пенополиуретаном).

Гаражные подъемные ворота своими руками
Гаражные подъемные ворота своими руками

Отличительные особенности конструкции – безопасность, простота эксплуатации, достаточная прочность. Для скрепления панелей используются петли шарнирного типа, направляющие полозья изготавливают из антикоррозийных материалов, а двигающиеся детали (ролики, муфты) – из стали и пластика. К недостаткам относится недостаточная устойчивость к вскрытию и сложность самостоятельного изготовления. Поэтому надежный способ экономии один – приобретите комплект для сборки и установите гаражные подъемные ворота своими руками.

Подъемно-поворотные конструкции с цельной створкой, которая при открывании убирается под потолок при помощи шарнирно-рычажкового механизма, отличаются высокой прочностью и надежно защитят гараж от взлома. Дополнительное преимущество обусловлено отсутствием направляющих и роликов в конструкции – бесшумная работа ворот. Кроме того, подъемно поворотные гаражные ворота можно сделать самому, не обладая специальными техническими знаниями, и значительно сэкономить.

Способы экономии при выборе подъемных ворот

При выборе сложной в изготовлении конструкции единственный «бескомпромиссный» способ экономии – монтаж подъемно-секционных гаражных ворот своими руками по инструкции производителя. В остальных случаях для экономии потребуется чем-то «пожертвовать»:

  • удобством эксплуатации: отказаться от механизации и ограничиться ручным приводом, что позволит сократить расходы примерно на 4 000 руб;
  • размерами проема: запланировать ширину и высоту так, чтобы потребовалось минимум панелей;
  • красивым внешним видом: выбрать однотонные, а не декорированные или цветные панели, что позволит сэкономить 10% от стоимости, и подобрать недорогие материалы. Дополнительно можно сэкономить 14-18 000 руб, отказавшись от калитки (двери), и еще 4 000 – если не заказывать остекленные панели.
Монтаж подъемно-секционных гаражных ворот своими руками
Монтаж подъемно-секционных гаражных ворот своими руками

При выборе ворот подъемно-поворотного типа возможности экономии намного шире, так как по уровню сложности изделия доступны для самостоятельного изготовления. Поэтому самый дешевый вариант – выполнить все работы своими руками. В таком случае «бюджет» обустройства гаража будет включать только стоимость материалов. Тем, кто не рискнул изготовить самодельные ворота, останется единственный способ сэкономить – установить готовую конструкцию своими руками и ограничить «бюджет» стоимостью изделия (40-60 000 руб).

Что такое подъемно-поворотные гаражные ворота?

Конструкция из подъемной створки, коробки и механизма открывания – это подъемно-поворотные ворота. Основой конструкции является каркас (деревянный, стальной), который устанавливается в проем, а профили, смонтированные в дверной коробке, служат направляющими, по которым ворота гаражные подъемные перемещаются при помощи механизма открывания.

Механизм открывания подъемно-поворотных гаражных ворот
Механизм открывания подъемно-поворотных гаражных ворот

Главное преимущество подъемно-поворотных ворот – высокая надежность конструкции с цельным полотном, что, в отличие от секционного типа, обеспечивает надежную защиту от посторонних посягательств. В качестве полотна может использоваться дощатый щит, оббитый металлом, цельная панель из дерева или сэндвич-панель. Существенный недостаток конструкции из цельной древесины – соотношение качество продукции «гаражные подъемные ворота», цена изделий:

  • полотно не устойчиво к климатическим воздействиям;
  • материал отличается значительным весом;
  • цельная древесина стоит дорого.

Оптимальный вариант – дощатое полотно, оббитое листами оцинкованного железа и покрытое специальным составом для защиты от высокой влажности, температурных перепадов и механических воздействий. Чтобы придать воротам красивый внешний вид, можно облицевать полотно деревянными или пластиковыми панелями, а чтобы сохранить тепло в гараже – утеплить спрессованным пенопластом, вспененным пенополистиролом или теплоизолятором в матах.

Самодельные подъемные гаражные ворота

Самодельные ворота – это самый дешевый способ заполнить проем гаража, не ограничивая себя в функциональности, удобстве пользования и оригинальном дизайне. Главное до начала работ – определить механизм открывания:

  1. Шарнирно-рычажковый – популярный, надежный и простой механизм, который предотвращает блокировку щита, обеспечивает простое движение створок, но требует тщательной регулировки натяжения пружин и точности при монтаже направляющих. Обязательно выставить направляющие параллельно по отношению друг другу и строго вертикально, иначе возможно застревание щита.
  2. На противовесах. Механизм представляет собой конструкцию из троса, который необходимо закрепить к нижним углам рамы, пропустить через блок и прикрепить к противоположному концу лебедки противовес. Такой механизм оказывает значительную нагрузку на каркас и раму ворот, а вес противовеса зависит от веса щита: чем больше вес щита, тем больше вес противовеса. Механизм на противовесах – отличное решение для массивных и тяжелых ворот.

Следующий шаг – проектирование: замерить проем, подобрать готовые чертежи или составить эскиз самому. После составления чертежей необходимо подготовить инструменты и приобрести материалы:

  • деревянные бруски сечением 12х8 см (для коробки) и 10х10 (горизонтальный потолочный);
  • металлические штыри;
  • уголок 3,5х3,5х0,4 см (для рамы), 4х4х0,4 (для рельс);
  • швеллерный кронштейн 8х4,3х0,5 см;
  • пружину диаметром 3 см;
  • металлический прут диаметром 0,8 (для регулятора натяжения).
Самодельные подъемные гаражные ворота
Самодельные подъемные гаражные ворота

По окончании подготовки можно приступить к изготовлению ворот:

  1. Собрать коробку из 2-х продольных и поперечного брусков, скрепить угольниками или железными пластинами, низ заглубить в стяжку пола на 2 см.
  2. Закрепить коробку в проеме при помощи штырей.
  3. Собрать полотно ворот гаражных подъемно поворотных из рамы и обшить щитом. Снаружи полотно рекомендуется закрыть листовым металлом.
  4. Изготовить из уголка опору механизма, просверлить два отверстия на одной из полок для крепления к продольным стойкам (диаметром 1 см) и три – в другой для установки пружинного кронштейна. В качестве опоры для пружины рекомендуется использовать швеллерный кронштейн, для крепления которого необходимо просверлить в одной из полок 3 отверстия.
  5. Изготовить из полоски железа регулировочную пластину и соединить с ее помощью кронштейн и пружину. Крайним виткам пружины необходимо придать вид зацепов, а к низу присоединить регулятор натяжения из прутка.
  6. Изготовить из уголка шарнирный узел снизу, выполнить отверстие (0,85 см) и приварить к раме, отступив от нижнего ребра до середины отверстия для монтажа рычага механизма подъема на шарнире 12 см. После этого необходимо приварить пластину с отверстием (под регулятор натяжения) к торцу рычага.
  7. Изготовить из 2-х уголков рельсы для перемещения ворот: поставить 2 уголка и сварить одним из краев, контролируя, чтобы внутренний промежуток между вершинами уголка составлял 5 см.
  8. Приварить рельсу одним концом к пластине с отверстиями, оставить промежуток 8 см между нижним ребром поперечины и линией оси направляющего и приварить куски швеллера к другим концам, отступив 12-15 см. После этого швеллер необходимо закрепить к потолочному бруску при помощи болта.

Главное при монтаже ворот – контролировать строго горизонтальное положение направляющих, а для удобства эксплуатации можно оснастить полотно полупрозрачными материалами (увеличить количество света), стопорными устройствами, специальными системами безопасности (для защиты от защемления) или устройствами, предотвращающими взлом.

Полезными дополнениями признаны планки ограничительного типа (для защиты воротного упора от окисления и коррозии), компенсирующие накладки (чтобы закрыть щели) и резиновый окантовочный профиль, который придаст конструкции дополнительную устойчивость.